08 ноября 2013

Nine Inch Nails – Hesitation Marks (2013)



 Творчество Трента Резнора - как международный политический конфликт: все впечатление зависит от того, с какой позиции его рассматривать. Последним мощным рывком Резнор пополнил когорту неоднозначных релизов, коими особенно богат 2013 год. Когда альбом получает полный диапазон оценок и мнений, от экстатически-восторженных до язвительно-уничижительных, это повод присмотреться к нему повнимательнее – где-то здесь обязательно кроется подвох.
Самый популярный тезис, тянувшийся еще со времени релиза полноформатника How To Destroy Angels и заигравший новыми красками сейчас – "Трент уже не тот". Окольцованный и обремененный потомством оскароносец, сверкающий на сцене внушительной мускулатурой и идеально выбритыми подмышками, действительно мало напоминает того всклокоченного дикого любителя веществ, который делал себе имя 15-20 лет назад. Семейная жизнь и здоровый образ жизни вообще делают с людьми чудеса: помогают набрать вес, завести полезных друзей и уверовать в интеллигентную электронику. Новая инкарнация Резнора успела набить руку в написании саундтреков, накопить огромное количество аппаратуры, но при этом осталась верной главному творческому принципу всех индивидуалистов: моя группа – что хочу, то и пишу.
Вообще если смотреть на всю музыку с этой точки зрения, жить становится проще. Бойд Райс, к примеру, своих фанатов ненавидит, поэтому спрос с него по большей части харизматично-декоративный: шумит сам великий и хорошо. Еще более великому Дженезису Пи-Орриджу, сделавшему из себя помятую старую проститутку и меняющему музыкальный стиль с частотой носочно-чулочной продукции, никто бы не решился сказать по этому поводу ни единого слова – такова сила авторитета. Резнору, с его опытом и репутацией, казалось бы, тоже можно было бы уже играть хоть поп-рок, хоть кантри – ан нет, практика показывает обратное. Что должно было бы доказывать, что артисту всегда есть куда расти и что эта ваша популярность – это еще далеко не все.
Впрочем, Трент оказался рассудителен и честен в первую очередь перед самим собой: надоело обмазываться фекалиями и ломать технику на сцене – что ж, оставим несчастную лошадь в покое, пора менять стратегию. На вопрос же, почему внезапно воспрянувший Nine Inch Nails больше всего напоминает упрощенный мужской вариант How To Destroy Angels, существует все тот же философский ответ: в своей собственной группе, единоличным лидером которой ты являешься уже два с половиной десятилетия, можно делать все что заблагоразумится, хоть на коклюшках вязать. Говоря еще проще - каждая группа имеет право на существование до тех пор, пока ее продукция хорошо продается. Судя по нешуточному хайпу последних месяцев и количеству желающих, несмотря на злые языки, приобрести последний шедевр Трента и Ко, выдворять Резнора со сцены будут исключительно ногами вперед.
Говоря о Hesitation Marks, прежде всего придется признать, что это очень достойная работа. Хотя бы потому, что проделали ее профессионалы под строгим руководством человека, который точно знает, чего хочет. С точки зрения т.н. продакшена придраться в альбоме совершенно не к чему. Мастеринг релиза – мечта звукоинженеров и аудиофилов. Сбалансированные многослойные аранжировки, отборные драм-машины, нетривиальное использование толпы приглашенных музыкантов, даже старательно выдутые начальником две ноты на саксофоне – все это тоже сплошная эротическая фантазия любого адепта немейнстримной электронной музыки. Упомянутая же неоднозначность релиза обусловлена самым важным – содержанием материала. Над уместностью героически втиснутых в альбом Everything и Satellite небезосновательно глумился весь интернет. Дело даже не в том, что эти две песни совсем уж выделяются из контекста, скорее все остальные треки напоминают рекламную демонстрацию различных моделей, собранных из одного конструктора. Например, в Hesitation Marks есть песни-близнецы Find My Way и While I'm Still Here, которые настолько похожи (попросту – слеплены по одному шаблону, включая текст), что можно легко нарезать из них нечто среднее. Вызывает подозрение поразительная структурная и гармоническая однотипность припевов главных хитов, Copy Of A и Came back haunted – хотя сами песни, безусловно, хорошие.
Трек All Time Low некоторые называли Closer'ом нового альбома, но понятно, что того ярого бунтарского духа и чистой ненависти, которые питали старый материал Трента, в свежих песнях не будет. Поэтому во взрослом и социально приличном Nine Inch Nails есть своя интимность и смелый посыл, но ягод в ягодицах не хватает. Closer'у нового альбома помимо сочной аранжировки бонусом достались невзрачный припев и фальцет Резнора, которые очень сомнительно дополняют общую концепцию, но зато дали возможность пригласить в новый тур колоритных бэк-вокалисток. Говоря о некоторой невзрачности, придется упомянуть и песню Running, в которой бесконечное повторение на все лады "I'm running out" сводит с ума задолго до конца трека. В целом вторая половина альбома несколько вянет после мощного начала, хотя в ней есть и свои изюминки – внезапный эмоциональный накал в I Would For You, невероятно красивая Various Methods of Escape, и конечно же, без преувеличения гениальная в своей простоте партия саксофона в финале While I'm Still Here. Если вся предыдущая музыка воспринимается как результат качественного продакшена, то этот несколькосекундный мотив в лучших традициях классических Kraftwerk – несомненная божья искра, ради которой стоит слушать ремикс от Пи-Орриджа.
Главная интрига Hesitation Marks состоит в том, что этот альбом просто не дается с первого раза. Его идеологическая и музыкальная структуры настолько многоплановы, что многие подробности и детали открываются только при повторных прослушиваниях. Только вдумчивый реципиент, шаг за шагом снимающий смысловые слои, добирается в конце концов до вкусного ядрышка. Тогда и становится понятно, что к чему бы мы ни придирались, новая работа Трента – это значительное событие для современного музыкального мира, убедительное доказательство того, что не перевелись еще в творческой индустрии талантливые и смелые знатоки своего дела, способные формировать хороший слушательский вкус и будущую моду. Даже реакцию на свой альбом, вроде изложенной в предыдущих абзацах, Резнор не только предсказал, но и концептуально оформил в самом релизе. "I am just a copy of a copy of a copy, everything I say has come before", поет Трент, с первой строчки альбома уводя нас в чистейший постмодернизм: если все, что я сочиняю, уже было до меня, почему бы не отнестись к этому иронически. Держите-ка, дорогие фанаты, песню Satellite.

Комментариев нет:

Отправить комментарий