14 декабря 2013

Андеграунд по-одесски: усы, щетина и молодежь


Добро пожаловать в одесский цирк! Если вы не знаете, как интересно и с пользой для культурного уровня провести вечер – приходите на один из концертов лейбла Cardiowave в Bernardazzi. Только Боже вас упаси предварительно шутить и делать юмористические предположения по поводу грядущего – можно ведь и сглазить. У нас, успевших ранее наговорить комплиментов чудесной и воспитанной одесской публике, например, почти получилось – оная не подвела и продемонстрировала всю свою темную сторону, отчаянно пытаясь превратить приличный концерт в шапито-шоу. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, первым на сцене – Мэтт Хауден, более известный как Sieben: жизнерадостный британец, человек-фейерверк, говорить о котором можно долго и эмоционально. Причины его личной популярности и при этом исключительной востребованности среди соратников по сцене в том, что Мэтт – не только прекрасный музыкант, но и в высшей степени неортодоксальный скрипач. Один инструмент и три педали эффектов легко заменяют ему гитару, бас, ударные, перкуссию и все то, без чего иные творцы даже на сцену не смогут выйти. В результате этот обаятельный йоркширец (выходец, кстати, из самого сердца андеграундной Англии – Шеффилда) превращает свое часовое выступление в настоящее светопредставление, успевая не только самостоятельно наиграть и зациклить по несколько партий для каждой композиции, но и спеть, жонглируя смычком над головой, раздеться, спрыгнуть со сцены в толпу, потерять и найти смычок, забыть и вспомнить текст, три раза начать и в конце концов плюнуть на неудавшуюся композицию (как в анекдоте про хирурга – ай! не получилось!), и все это настолько артистично и при том естественно, что ощущаешь себя не то в шекспировском театре, не то в ирландском пабе в День святого Патрика. Пожалуй, это можно назвать великолепным примером работы с аудиторией – как раз тот случай, когда артист заодно со слушателями, но не забывает о своем художественном долге. Что же касается владения инструментом, то самый хитовый номер хауденовской шоу-программы – это даже не пение в скрипку или виртуозное вращение смычка, а специальный перкуссионный прием – трение щетиной об деку. Столь фантастически практичному способу эстетического применения собственной небритости можно только позавидовать.

Во время столь теплого и душевного выступления, казалось бы, ничто не предвещало беды. Кроме танцоров. Танцоров успели проклясть, наверное, все присутствующие, и даже не за громкость, с которой их каблуки аккомпанировали происходящему, а за феноменальную ловкость, с которой эти чудесные сторонники трезвого образа жизни отплясывали по ногам и телам окружающих. Слэм под скрипичную музыку, пусть даже кавер на Joy Division – это ну очень уместно: чай, не Лайбах на сцене, все-таки. В тот момент, когда Генерал Алкоголь наконец-то устранил смутьянов в темноту зала, к сцене стала подтягиваться смена – молодое поколение, ласково именуемое в народе хипстерами. Обычно эту публику на вечерние концерты родители не очень-то отпускают, однако в анонсе значилось волшебное слово пост-панк, помогающее преодолеть любые преграды. Если вы не поклонник субкультурных стереотипов и считаете, что слухи об этих ребятах слегка преувеличены – спешу вас успокоить. Все как один: ноги-спички в обтягивающих джинсах, клетчатые рубашки и свитера оленьего типа, странные челки и экстравагантное поведение после бутылочки светлого. Группа The Soft Moon, по-видимому, обладает столь безупречной репутацией, что слушать ее приходит такой же безупречный контингент.

Указанная группа в полосатых, то бишь в клетчатых купальниках недоумевала – почему их кумиров все никак не выпустят на сцену, видимо, этот странный дядя со скрипкой их задерживает. Поэтому ближе к концу выступления дядю стали слегка некрасиво подгонять возмущенными криками “Софт Мун!” Как только Мэтт скрылся за кулисами, к сцене вплотную подлетела целая толпа, определенно готовая к штурму. Надо сказать, кумиры молодежь не подвели – устроили целый рок-концерт а-ля группа Kiss (или, со скидкой на возраст аудитории, скорее Twisted Sister), так что публика просто неистовствовала и бесновалась под сценой. Хотя учитывая предварительную бесноватость некоторых из них, заслугой артистов это можно считать лишь отчасти. Например, швыряться наугад в толпу оторванными со сцены елочными игрушками было вовсе не обязательно. И распевать между композициями “Киевлянка, киевлянка, киевляночка” – тоже.

В огород Васкеса и его "рабов"-музыкантов из The Soft Moon, конечно, камень не бросишь – играют здорово, энергично, выглядят круто, шумят громко, даже Муг с собой привезли. Вместе с тем с непривычки впечатление о пост-панке за вечер можно испортить себе окончательно. На четвертой песне все в том же темпе на тех же трех аккордах и с бессменной “тетей Катей” в драм-машине начинаешь скучать, на восьмой – медленно сходить с ума, а в сочетании с раздражающей картинкой аудитории – еще и беситься понемногу. С другой стороны, надо понимать, насколько эффект узнаваемости важен для любой популярной музыки. Канон, насколько бы он ни был узок, всегда работает безотказно – любой пост-панк слушают больше, чем Муслимгауза.

Угадайте, что было дальше? Разумеется, как только хэдлайнеры отыграли (побрезговав бисом, кстати), свитероносную толпу как ветром сдуло. Что недвусмысленно символизировало: детское время кончилось, и сейчас начнется самое интересное. Femminielli Noir – темная лошадка этого вечера, музыканты, о которых никто ничего не мог рассказать или предположить. Все только смутно подозревали, что сейчас будет что-то неординарное – и да, черт возьми, ожидания более чем оправдались! Выходят на сцену двое, по паспорту канадцы, а внешне – явное Средиземноморье, чернявое и заросшее. Вокалист, тот, который собственно Фемминелли, выглядит в точности как злодей из индийского кино: шапка кудрявых волос а-ля восьмидесятые, усищи, шуба поверх кожаной куртки, в руке бокал с вином. И пока второй, который Noir, соображает на заднем плане некое индастриал-техно, первый танцует диско, сверкает глазами, улыбается чуть ли не золотыми зубами и при этом несет какой-то длинный неритмичный текст, по всей видимости на итальянском. Постепенно шуба отправляется вон, бокал сменяется пивом и вином из горла, а танцы и монологи становятся все неистовее. И все это великолепие сопровождается непрерывным мерцанием стробоскопа. Сказать честно – это было нечто. Если сначала остатки слушателей просто обалдевали от нетривиальности происходящего и явного несочетания видимого и слышимого, то потом втянулись и раскачались похлеще ушедших хипстеров. По крайней мере, апплодисменты и радостные взвизги аудитории настолько растрогали музыкантов, что они обнимались между собой и со зрителями, танцевали в зале и долго рассказывали, что это чуть ли не лучшая их публика за всю карьеру. Даже давали похлопать Фемминелли по животу – на счастье.

Завершая этот предельно честный рассказ, хочется сказать – шоу удалось. Сама идея объединения в одном вечере несколько совершенно разных коллективов и соответственно аудиторий выглядит как эксперимент, результаты которого в той или иной степени понравятся всем. Словами классиков – счастья всем, каждому, и пусть никто не уйдет обиженным. Ждем повторения опыта с пятью коллективами в январе, запасаемся крепкой антитанцорной обувью, и главное – никогда не шутим о концерте перед самим концертом. Мало ли.

4 комментария:

  1. госпожа сноб, написавшая это, видимо считает что наслаждаться музыкой можно исключительно стоя в сторонке и упиваясь необъятной глубиной своего терпения среди хипстеров и смутьянов. "среди хипстеров смутьянов стою я - взрослая, умная и саркастичная, истинный эстет и интеллектуал, я журналист! а не плебей!" вот так примерно звучит со стороны мотив песни автора этой пародии на обзор события. и увы только это информативно отличает этот отчет от тех что уже доводилось читать. но каков посыл! сколько в нем местячковой злобы..
    несколько воистину сочных поворотов было упущено. что ж не беда! зато мы имеем возможность узнать что концерт посещали хипстеры! хвала автору , прогрессивная одесса не смотря на уникальные концерты продолжает удивлять отсталостью и зашореностью. мы по прежнему говорим о хипстерах на концертах? нас это волнует?
    не понятно что же вы ,уважаемый автор, вообще хотели получить от концерта? вы правда наслаждались музыкой или вас пол концерта тошнило в уотерклозете от хипстеров и прочих ребят моложе вас? прошу прощения, но знаете, наболело видеть вот таких вот псевдоинтеллектуалок рассуждающих о хипстерах. лучше бы вы ,уважаемая, пили как и те кто горланил шансон между песнями софт мун. а как мила эта наивная уверенность в своей честности. ну да вы же назвали людей хипстерами. как умно, честно, жестко и справедливо - браво! любви вам и терпения вашим близким.

    как жаль что это лучшая рецензия. концерт был и правда хорош.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эко вас торкнуло, однако) Да, если в двух словах - некультурная пьянь на концертах действительно волнует и составляет острую проблему, так как ее неадекватное поведение очень раздражает и мешает не только слушателям, но и исполнителям. Особенно трезвым. Возможно, следовало употребить вместо слова "хипстер" более точное определение этого явления? Выражаю искреннее соболезнование ущемлению ваших чувств и радость за чудесную способность, в отличие от злого автора, воспринимать искусство в условиях любой степени неблагоприятности.

      Удалить
    2. все бы ничего если бы половина обзора была не о хипстерах (даже не о пьяни), да и откуда вам знать насколько культурна была пьянь? уж лучше нажираться как те парни чем стоять с кислом лицом и строить из себя элитарную публику. я кстати был из тех кто не сделал ни глотка спиртного в тот день. что не помешало мне получить удовольствие. абстрагируйтесь от публики, она вас слишком волнует. концерт не ваш, не для вас. он для всех. какими бы недостойными ВАШЕЙ музыки не казались вам другие слушатели. был бы я чуть в другом настроении то и сам станцевал бы с остальными, потому что это было весело и ярко.
      вам видите ли пост панк с непривычки монотонен. вот попривыкнете может и узнаете как плясала пьянь на пост панк концертах немного раньше и как она продолжает плясать сейчас в чуть менее глухих селах чем одесса с ее интеллектуалами. и кто собственно в свое время был этой пьянью.
      а вообще - девушке претит однообразность звучания пост панка и танцующая пьянь с хипстерами? ну так почему бы ей не остаться дома и не посмотреть видео на ютубе? она сможет переключить монотонный пост панк. в чем ценность этого неадекватного мнения?
      в свою очередь смешно слушать про неадекватное поведение на подобных концертах. мне интересно на скольких аналогичных (может чуть более масштабных) концертах был оный автор в юкей и штатах например что бы рассуждать об адекватности?вам правда есть с чем сравнить?
      вместо хипстер ничего употреблять не нужно. этот устаревший мусорный стереотип отдайте школьникам, он уже давно по праву принадлежит им.да и стереотипов подобного рода людям "взрослым и умным" рассуждающим о чужом поведении следовало бы избегать. это то что называется моветон
      а торкнуло - да. обидно что в кои-то веки можно послушать клевых ребят не покидая одессы и вроде город уже будто для людей. так тут какой-то внезапно совковый обзор в лучших ханжеских традициях, со всеми пгт-ужимками и моралью санаторной столовки. "тот в свитере тот пляшет - вот уроды, мешают жить". впрочем не всё мы получаем сразу, но обидно за город и за эту его вечную проблему.
      ребята, прошу простить меня и понять. наболевшее. прожил половину жизни далеко отсюда, но за одессу душа всегда болела и болит.
      на том всё. всем лихих музыкальных впечатлений!

      Удалить
    3. Единственная просьба - если и читаете по диагонали, то хотя бы не приписывайте мне логических умозаключений, которых в тексте не было. Что же ваших сожалений из предыдущего комментария - я не официальный журналист, и в отличие от оных, в своем блоге высказываю свое собственное, не претендующее на общую точку зрения некой редакции мнение. Просто концерт был, по всей видимости, настолько хорош, что кроме моего ханжеского обзора никто не нашелся что сказать. Искренне надеюсь, что в следующий раз найдутся желающие представить альтернативу - журналистские репортажи, переписывающие слово в слово анонс концерта с приставкой "это было хорошо", альтернативой, к сожалению, не считаются. Мне было бы тоже крайне интересно почитать, как видят эту музыку изнутри своей культуры.

      Ваши пожелания будут приняты к сведению. Удачи вам на будущих демократичных концертах, всех благ!

      Удалить