Творчество Трента
Резнора - как международный политический конфликт: все впечатление зависит от
того, с какой позиции его рассматривать. Последним мощным рывком Резнор
пополнил когорту неоднозначных релизов, коими особенно богат 2013 год. Когда
альбом получает полный диапазон оценок и мнений, от экстатически-восторженных
до язвительно-уничижительных, это повод присмотреться к нему повнимательнее –
где-то здесь обязательно кроется подвох.
Самый популярный тезис,
тянувшийся еще со времени релиза полноформатника How To Destroy Angels и заигравший новыми красками сейчас –
"Трент уже не тот". Окольцованный и обремененный потомством
оскароносец, сверкающий на сцене внушительной мускулатурой и идеально выбритыми
подмышками, действительно мало напоминает того всклокоченного дикого любителя
веществ, который делал себе имя 15-20 лет назад. Семейная жизнь и здоровый
образ жизни вообще делают с людьми чудеса: помогают набрать вес, завести
полезных друзей и уверовать в интеллигентную электронику. Новая инкарнация
Резнора успела набить руку в написании саундтреков, накопить огромное
количество аппаратуры, но при этом осталась верной главному творческому
принципу всех индивидуалистов: моя группа – что хочу, то и пишу.
Вообще если смотреть на
всю музыку с этой точки зрения, жить становится проще. Бойд Райс, к примеру,
своих фанатов ненавидит, поэтому спрос с него по большей части
харизматично-декоративный: шумит сам
великий и хорошо. Еще более великому Дженезису Пи-Орриджу, сделавшему из
себя помятую старую проститутку и меняющему музыкальный стиль с частотой
носочно-чулочной продукции, никто бы не решился сказать по этому поводу ни
единого слова – такова сила авторитета. Резнору, с его опытом и репутацией,
казалось бы, тоже можно было бы уже играть хоть поп-рок, хоть кантри – ан нет,
практика показывает обратное. Что должно было бы доказывать, что артисту всегда
есть куда расти и что эта ваша популярность – это еще далеко не все.
Впрочем, Трент оказался
рассудителен и честен в первую очередь перед самим собой: надоело обмазываться
фекалиями и ломать технику на сцене – что ж, оставим несчастную лошадь в покое,
пора менять стратегию. На вопрос же, почему внезапно воспрянувший Nine Inch Nails
больше всего напоминает упрощенный мужской вариант How To Destroy Angels, существует все тот же философский ответ: в
своей собственной группе, единоличным лидером которой ты являешься уже два с
половиной десятилетия, можно делать все что заблагоразумится, хоть на коклюшках
вязать. Говоря еще проще - каждая группа имеет право на существование до тех
пор, пока ее продукция хорошо продается. Судя по нешуточному хайпу последних
месяцев и количеству желающих, несмотря на злые языки, приобрести последний
шедевр Трента и Ко, выдворять Резнора со сцены будут исключительно ногами
вперед.
Говоря о Hesitation
Marks, прежде всего придется признать, что это очень достойная работа.
Хотя бы потому, что проделали ее профессионалы под строгим руководством
человека, который точно знает, чего хочет. С точки зрения т.н. продакшена
придраться в альбоме совершенно не к чему. Мастеринг релиза – мечта
звукоинженеров и аудиофилов. Сбалансированные многослойные аранжировки,
отборные драм-машины, нетривиальное использование толпы приглашенных
музыкантов, даже старательно выдутые начальником две ноты на саксофоне – все
это тоже сплошная эротическая фантазия любого адепта немейнстримной электронной
музыки. Упомянутая же неоднозначность релиза обусловлена самым важным –
содержанием материала. Над уместностью героически втиснутых в альбом Everything и Satellite небезосновательно глумился весь интернет. Дело даже не в
том, что эти две песни совсем уж выделяются из контекста, скорее все остальные
треки напоминают рекламную демонстрацию различных моделей, собранных из одного
конструктора. Например, в Hesitation Marks есть песни-близнецы
Find My Way и While I'm Still Here, которые настолько похожи (попросту – слеплены
по одному шаблону, включая текст), что можно легко нарезать из них нечто
среднее. Вызывает подозрение поразительная структурная и гармоническая
однотипность припевов главных хитов, Copy
Of A и Came back haunted – хотя
сами песни, безусловно, хорошие.
Трек All Time Low некоторые называли Closer'ом нового альбома, но понятно,
что того ярого бунтарского духа и чистой ненависти, которые питали старый
материал Трента, в свежих песнях не будет. Поэтому во взрослом и социально
приличном Nine Inch Nails
есть своя интимность и смелый посыл, но ягод в ягодицах не хватает. Closer'у нового альбома помимо сочной
аранжировки бонусом достались невзрачный припев и фальцет Резнора, которые
очень сомнительно дополняют общую концепцию, но зато дали возможность
пригласить в новый тур колоритных бэк-вокалисток. Говоря о некоторой
невзрачности, придется упомянуть и песню Running,
в которой бесконечное повторение на все лады "I'm running out" сводит с ума задолго до конца трека. В
целом вторая половина альбома несколько вянет после мощного начала, хотя в ней
есть и свои изюминки – внезапный эмоциональный накал в I Would For You, невероятно красивая Various Methods of Escape, и конечно же, без преувеличения
гениальная в своей простоте партия саксофона в финале While I'm Still Here. Если вся предыдущая музыка воспринимается как
результат качественного продакшена, то этот несколькосекундный мотив в лучших
традициях классических Kraftwerk –
несомненная божья искра, ради которой стоит слушать ремикс от Пи-Орриджа.
Главная интрига Hesitation
Marks состоит в том, что этот альбом просто не дается с первого раза.
Его идеологическая и музыкальная структуры настолько многоплановы, что многие
подробности и детали открываются только при повторных прослушиваниях. Только
вдумчивый реципиент, шаг за шагом снимающий смысловые слои, добирается в конце
концов до вкусного ядрышка. Тогда и становится понятно, что к чему бы мы ни
придирались, новая работа Трента – это значительное событие для современного
музыкального мира, убедительное доказательство того, что не перевелись еще в
творческой индустрии талантливые и смелые знатоки своего дела, способные формировать
хороший слушательский вкус и будущую моду. Даже реакцию на свой альбом, вроде
изложенной в предыдущих абзацах, Резнор не только предсказал, но и
концептуально оформил в самом релизе. "I
am just a copy of a copy of a copy, everything I say has come before",
поет Трент, с первой строчки альбома уводя нас в чистейший постмодернизм: если
все, что я сочиняю, уже было до меня, почему бы не отнестись к этому
иронически. Держите-ка, дорогие фанаты, песню Satellite.
Комментариев нет:
Отправить комментарий