Украинская музыкальная сцена - это такой увлекательный бег по замкнутому кругу. Как и в любой стране, есть своя мода и есть топовые команды, собирающие стадионы, дворцы спорта и площади. Всего, что ниже этого, в инфополе как бы и не существует. Публика, как хамелеон, смотрит одновременно на Запад и на Восток в поисках новой музыки и культуры в целом (чего бы такого скачать с торрентов), но редко замечает происходящее под носом. Подъем патриотического духа вроде бы должен был поспособствовать повышенному спросу на свежее свое, но похоже, за пределы столицы этот интерес не выбрался.
Grisly Faye |
"У нас бывают концерты, на которые не приходит вообще никто. Правда, редко, но бывают" - говорит нам Маргарита, половинка украино-польского дуэта Grisly Faye. Хотя отмечает, что в Киеве ситуация все же получше, столичная аудитория на культурные мероприятия раскачивается скорее. У Grisly Faye электронная музыка чистого западного образца, концерты по всей стране и туры в Европе, эфиры на телевидении и радио, красивый голос, стиль и обаяние; но это по-прежнему не гарантирует, что на выступление девушки в южном миллионнике, мнящем себя культурной столицей страны, соберется хотя бы сотня человек.
На сольные концерты исполнителей в Одессе ходят только их друзья и изредка - друзья друзей, поэтому организаторы делают фестивали, чтобы человек, заглянувший на выступление своего знакомого, хотя бы случайно послушал две соседние группы. Создатели вчерашнего феста "Пробудження" сделали ставку на тот очевидный факт, что фестиваль - самый комфортный способ знакомиться с новой музыкой. В условиях полного отсутствия бюджета поиграть собрались семеро смелых, большинство - гостей города, на концерты которых обычный одессит в обычных условиях вряд ли когда-нибудь попадет. Гора приехала к Магомету, но обленившийся Магомет не спешит выходить из дома, платить символические деньги за вход и употреблять что-то не разжеванное по телевизору и не мелькающее в рекламе Пепси и мобильной связи.
Sasha Boole // фото - Katerina Pasnichenko |
Поэтому на мероприятие, объединившее артистов с хорошим опытом местных и зарубежных выступлений, с раскупаемой по всему миру музыкой, рецензиями от англоязычных изданий и очевидно высоким уровнем подготовки, на мероприятие, афиши которого расклеены по всему городу и вписаны во все рассылки, не набирается даже того, что в закулисьи названо "сраной сотней". Поэтому блистательный кантри-исполнитель из Черновцов Саша Буль, откатав почти двести концертов в Украине и Польше, выходит на одесскую сцену и рассуждает о зоне комфорта, из которой все еще не желает выбираться публика. Саша - обладатель не только шляпы, патронташа с набором губных гармошек и лучших в стране усов, но и великолепного голоса, харизмы и таланта, которого с лихвой хватило бы на полк украинских исполнителей. Опять-таки, для европейского города наличия одного такого исполнителя хватило бы, чтобы на фестиваль повалил народ. В сонной Одессе, где организаторов хороших мероприятий не больше, чем пальцев на руке, а достойных концертных площадок еще меньше, на сцену могут выйти пятеро Булей и танцевать канкан, но зритель не соблазнится.
Немного оживляется публика на выступлении киевской группы MAiAK, чей инди-рок заткнет за пояс десятки и сотни подобных групп - просто потому что есть порох в пороховницах и понимание того, что единственное оправдание твоему выходу на сцену - это то, что без музыки ты жить не сможешь. Хорошо владеет своим искусством и Light Dreams - мигрирующий проект с одесскими корнями, колдующий над полным столом электронных агрегатов.
Septa // фото - Pavel Fedorov |
Тяжело раскачивать нераскачиваемое и сдвигать несдвигаемое. Хорошие украинские музыканты, прекрасно осознавая свой уровень, хотят от украинской публики того же, что и от европейской - если не раскупать винил и диски за один вечер, то хотя бы являться на концерты. Сознательный слушатель старается посещать мероприятия и по мере возможностей поддерживать музыкантов, испытывая стыд и неловкость за более ленивых соотечественников. Несознательный слушатель обеспечивает полные залы трем-четырем модным исполнителям и сетует на нехватку достойной замены, даже если замена пляшет перед ним вприсядку. Сложно строить музыкальную сцену в стране, которая отстает от всего мира лет эдак на двести и где монструозная советская громадина минкульта нависает над полной энтузиазма, но нищей инди-нишей шароварами и хоррором имени Веревки.
Но кто-то же должен это делать.